Доступная среда

МОУ лицей №1 является участником областной целевой программы

"Доступная среда" на 2012-2015 год

Главной задачей программы является создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. Для ее решения недостаточно просто построить подъездные пути, пандусы и установить специальные приспособления в школе. Главное – создать для этих людей условия, в которых они смогут вести нормальный образ жизни: учиться, отдыхать, заниматься спортом.

Доступная среда в учреждениях образования – это организация совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

В Учреждении созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов:

  • устройство беспрепятственного пути движения до входа в здание;
  • адаптация входа с учетом потребностей инвалидов-колясочников, инвалидов с дефектами зрения, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (установка пандуса);
  • устройство санузла для инвалидов;
  • адаптация внутренней лестницы с учетом потребностей инвалидов;
  • расширение дверных проемов;
  • оборудован санузел;
  • оборудована сенсорная комната.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей-инвалидов и младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

         
Наименование показателя  Перечень специальных условий, имеющихся в учреждении  
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий 

 Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения:

- по индивидуальному учебному плану,

- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому.

Оборудован вход в некоторые учебные кабинеты для проведения практических занятий. Это кабинеты химии, биологии, музыки, информатики.

Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ  При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе.
Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

В инфраструктуру входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя баскетбольную площадку, легкоатлетическую площадку. Имеется спортивный зал для проведения уроков по физической культуре, соревнований, занятий спортивных секций.

Спортивный зал имеет хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований.

Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.  

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

В Учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Имеются средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Оборудована сенсорная комната.  

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц ОВЗ 

Адаптирован входа в здание с учетом потребностей инвалидов-колясочников, инвалидов с дефектами зрения, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (установлен пандус). Оборудована одна внутренняя лестница для подъема инвалидов и лиц с ОВЗ. Подъемник отсутствует. Имеется инвалидное кресло и инвалидная коляска для инвалидов с диагнозом ДЦП.

Доступ в здание инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается при помощи физических лиц (педагогов, сопровождающих, технического персонала) по предварительной договоренности. Таблички и вывески не дублированы с использованием шрифта Брайля.  

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ 

В школе созданы условия для организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляется ИП Архиповский М.В. на договорной основе.

Столовая расположена на 1 этаже.

Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.

Питание школьников организовано в соответствии с требованиями санитарных норм и утвержденным цикличным меню. Столовая рассчитана на 150 посадочных мест. В столовой выпускается разнообразный ассортимент готовых блюд.

Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ОВЗ организуются по запросу родителей (законных представителей).

Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.  

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ 

Здание оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием. Работают фельдшер и педиатр.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

В Учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Учреждения оснащена: - электронной почтой; - локальной сетью; - выходом в Интернет; - функционирует официальный сайт.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке Учреждения посредством Wi-Fi, а также в компьютерных классах, библиотеки.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.  

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Перечень примерных образовательных ресурсов расположен на сайте МОУ лицей №1 в разделе Полезные ресурсы  

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ 

Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ:мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

В соответствии с проведенными мероприятиями МОУ лицей №1 готово принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

Паспорт доступности