Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Составляющие функциональной грамотности

  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Читательская грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Нормативное обеспечение

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  • Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
  • Инструкция по использованию платформы
  • Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся 7-9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественно-научной грамотности» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Сборники заданий

Образцы и спецификация заданий, предложенных 15-летним подросткам при проведении международного сравнительного исследования PISA, на выявление уровня:

Методические материалы

Мероприятия по формированию финансовой грамотности обучающихся

Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы»  

С целью повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры обучающихся Министерством финансов Российской Федерации в 2024 году организовано проведение масштабной Всероссийской просветительской эстафеты "Мои финансы", состоящей из трёх этапов:

  • Первый этап – «Семейный бюджет: как не ссориться из-за денег» (апрель-июнь)
  • Второй этап – «Первые деньги – как ими управлять» (июль-сентябрь)
  • Третий этап – Ответственный кредит: как правильно брать и гасить кредиты, чтобы не увязнуть в долгах» (октябрь-декабрь)  

10 октября 2024 года обучающиеся 7а класса посетили Центральную детскую библиотеку им. Н.Н. Носова. Ребята приняли участие в игре по финансовой грамотности «НеPROденьги», в ходе которой учились уверенно обращаться с деньгами, покупать в собственность объекты недвижимости, платить ренту. Спасибо сотрудникам библиотеки за интересное и познавательное мероприятие. 


В ноябре-декабре 2024 года социальным педагогом Никитиной О.В. и старшим инспектором МО МВД России «Тутаевский», майором полиции Родиной Н.В. для обучающихся лицея были проведены профилактические мероприятия «От шалости до преступления один шаг!» и «Безопасный квартал». В ходе данных мероприятий во время беседы по финансовой грамотности «Осторожно, мошенники!» были рассмотрены вопросы безопасного обращения с банковскими картами.


Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников Банка России  

12 декабря 2024 года обучающиеся 9б класса приняли участие в онлайн-уроке «Что нужно знать про инфляцию?» в рамках осенней сессии проекта Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников».

Во время урока в интерактивном формате были рассмотрены следующие вопросы:

  • Что такое инфляция?
  • Каковы виды и причины инфляции?
  • Как инфляция влияет на экономику?
  • Почему банк России проводит таргетирование инфляции?
  • Что такое ключевая ставка и почему она важна?