Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Составляющие функциональной грамотности
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Читательская грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Нормативное обеспечение
Федеральный уровень
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района от 14.10.2021 №625/01-10 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района от 24.12.2021 №849/01-10 "О внесении изменений в Приказ Департамента образования от 14.10.2021 №625/01-10"
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 01.02.2022 №69а/01-10 "О создании профессионального обучающегося сообщества педагогов "Учимся формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся""
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 31.10.2022 №771/01-10 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Уровень образовательной организации
- Приказ МОУ лицей №1 от 18.10.2021 №310/01-09 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ МОУ лицей №1 от 18.01.2022 №09/01-09 «О внесении изменений в приказ МОУ лицей №1 от 18.10.2021 №310/01-09»
- Приказ МОУ лицей №1 от 17.11.2022 №373/01-09 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Мониторинг функциональной грамотности обучающихся
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
- Инструкция по использованию платформы
- Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся 7-9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественно-научной грамотности» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Сборники заданий
Образцы и спецификация заданий, предложенных 15-летним подросткам при проведении международного сравнительного исследования PISA, на выявление уровня:
- математической грамотности
- естественно-научной грамотности
- читательской грамотности
- креативного мышления
Методические материалы
- Материалы онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/
- Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Мероприятия по формированию финансовой грамотности обучающихся
Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы»
С целью повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры обучающихся Министерством финансов Российской Федерации в 2024 году организовано проведение масштабной Всероссийской просветительской эстафеты "Мои финансы", состоящей из трёх этапов:
- Первый этап – «Семейный бюджет: как не ссориться из-за денег» (апрель-июнь)
- Второй этап – «Первые деньги – как ими управлять» (июль-сентябрь)
- Третий этап – Ответственный кредит: как правильно брать и гасить кредиты, чтобы не увязнуть в долгах» (октябрь-декабрь)
10 октября 2024 года обучающиеся 7а класса посетили Центральную детскую библиотеку им. Н.Н. Носова. Ребята приняли участие в игре по финансовой грамотности «НеPROденьги», в ходе которой учились уверенно обращаться с деньгами, покупать в собственность объекты недвижимости, платить ренту. Спасибо сотрудникам библиотеки за интересное и познавательное мероприятие.
![]() |
![]() |
В ноябре-декабре 2024 года социальным педагогом Никитиной О.В. и старшим инспектором МО МВД России «Тутаевский», майором полиции Родиной Н.В. для обучающихся лицея были проведены профилактические мероприятия «От шалости до преступления один шаг!» и «Безопасный квартал». В ходе данных мероприятий во время беседы по финансовой грамотности «Осторожно, мошенники!» были рассмотрены вопросы безопасного обращения с банковскими картами.
![]() |
![]() |
Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников Банка России
12 декабря 2024 года обучающиеся 9б класса приняли участие в онлайн-уроке «Что нужно знать про инфляцию?» в рамках осенней сессии проекта Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников».
Во время урока в интерактивном формате были рассмотрены следующие вопросы:
- Что такое инфляция?
- Каковы виды и причины инфляции?
- Как инфляция влияет на экономику?
- Почему банк России проводит таргетирование инфляции?
- Что такое ключевая ставка и почему она важна?